Схема первого автобусного маршрута в 1926 г.

В 1926 году Самарская контора Автотранспортного Промышленно-Торгового акционерного общества открыла в Самаре первый автобусный маршрут. Это была дачная линия от пл. Революции до 9й просеки на Барбошиной поляне, а вскоре автобус продлили до дома отдыха Губстрахкассы. Схема этого исторического маршрута и представлена в этой записи.Collapse )

Сегодня самарскому автобусу 94!

Ровно 94 года назад 19 мая 1926 в 8 часов утра от пл. Революции на Барбошину поляну отправился первый самарский автобус. Это был автобус "Фиат" Самарской конторы Автопромторга. Но подробнее обо всём в моей статье в "Другом городе"
https://drugoigorod.ru/samara_bus/

Один из посёлков близ ст. Безымянка

Немного отойду от постов про общественный транспорт. Этот пост посвящён пожалуй одному из первых посёлков Безымянки, который частично дожил до наших дней.

До 1960-х годов в Самаре разворачивалось крупное индивидуальное строительство. Предприятиям выделялись участки, люди, желающие там построить себе дом, объединялись в товарищества. Один из ярких примеров — это посёлок железнодорожников «Город-сад» у ст. Безымянка, пожалуй, он самый распиаренный в краеведении. Но сегодня речь не о нём.

 На очередном заседании президиума исполкома Горсовета 16 апреля 1937 года обсуждался план застройки свободных городских территорий. Под индивидуальную застройку  выделили участок из полевых земель к востоку от Психиатрической больницы в районе ст. Безымянка. Для первой очереди строительства Горсовет выделил 4 укрупнённых квартала площадью 18,8 га с разбивкой на 168 отельных участков. На участке разрешалось возводить двухквартирные дома, а площадь, приходящаяся на одного застройщика, должна была быть в пределах 500 квадратных метров.

Проект посёлка архитектурно-планировочным управлением был готов к 27 августа. Территория была разбита на 10 кварталов прямоугольной формы. Шесть кварталов по 18 участков расположились в северной части. С юга расположились 4 квартала по 24 участка. Таким образом, посёлок получился разбит на 204 участка. Два ряда кварталов разделяла улица с зелёными насаждениями, образовывая своего рода проспект с бульваром посередине. 

Collapse )

М-Шаттлы и что было до них.

      С начала февраля в Самаре начали курсировать особые автобусы-шаттлы к станциям метро «Московская» и «Юнгородок». Предназначены они для подвоза пассажиров из Зубчаниновки, там конечные у остановок «Магазин» и «кинотеатр “Луч”», а с другой стороны города от железнодорожного вокзала и от пересечения улиц Пензенской и Владимирской.  Шаттлы не имеют промежуточных остановок, а заявленный интервал составляет 10 минут.


      На самом деле попытки организовать подвоз пассажиров к станциям метрополитена были с самого начала открытия метро в Куйбышеве. Ещё в начале 1980-х Collapse )

Ikarus-280 в Самаре (1975-2012)

      Многие самарцы, кому уже за 20-25 лет, должны хорошо помнить  желтые Икарусы-гармошки. Они работали на многих маршрутах Безымянки, а также  возили дачников к своим участкам и отдыхающих на поляну Фрунзе.
      Начало 1975 года ознаменовалось поступлением в Кировский филиал пассажирского автокомбината №1 (ул. Пугачёвская) новых венгерских автобусов марки «Икарус-280». В первой половине февраля поступило 8 первых «гармошек». Новая модель качественно отличалась от своего предшественника – «Икаруса-180»: автобус имел просторный салон, улучшенную систему отопления, большие окна, удобные сидения, плавный ход обеспечивался новой подвеской, а новая эргономика кабины облегчала работу водителю.


Икарусы 280 и 180 на территории автопредприятия на улице Пугачёвской
Collapse )

О самарском трамвае из 1975 года

Сегодня Самарскому трамваю исполняется 105 лет!
А вашему вниманию представляю заметку из газеты "Волжская коммуна", приуроченную к 60-летию нашего трамвая!
Из заметки можно также узнать интересный факт: в феврале 1975 года последний трамвайный поезд №483-283 из вагонов КТМ-2 и КТП-2 сделал свой прощальный рейс. На смену ему пришли современные Татры и Уралы - КТМ-5.

(при нажатии на изображение, оно откроется в полном размере)

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.


Материал подготовлен по материалам газеты "Волжская коммуна".

Схема движения автобусов гор. Куйбышева. 1950 г.

    С каждым послевоенным годом потребность в перевозках всё больше возрастала. Если центральная часть города была охвачена трамваями с довольно плотной маршрутной сетью, а также действовала стратегическая трамвайная линия на Безымянку, сыгравшая большую роль во время Великой Отечественной войны, то на долю автобусов, как и до войны, выпала участь обслуживать окраины города. Автобусным движением заведовала автоколонна №41 Куйбышевского облавтотреста. Так, в 1950 году в городе работало 7 маршрутов, на которых работало 13 автобусов (к слову, в 1949 работало 19 автобусов на 10 маршрутах). Практически все автобусы были ещё довоенных моделей: ГАЗ-03-30, ЗИС-8 и ЗИС-16, однако на маршруте №1, где выпуск был 4 машины (а в выходные дни 5), работали новенькие ЗИС-154 и ЗИС-155. Движение автобусов на маршрутах осуществлялось с 6 часов утра до 10-11 часов вечера, а в выходные дни это время смещалось на час позже. Стоимость проезда рассчитывалась по тарифу 20 коп. за 1 километр пути, а маршруты разбивались на зоны, таким образом проезд на самом длинном маршруте №1 (35 км) обходился пассажиру от Хлебной площади до Красной Глинки в 7 рублей, а, например, до Клинической больницы - 1 руб. 60 коп., рабочий Крекинг завода добирался до центра города за 2 руб. 20 коп.
    На схеме ниже изображены трассы маршрутов, работавших в городе в 1950 году.


Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на источник!


Материал подготовлен по материалам ЦГАСО.

Про "первый" автобусный маршрут Самары

              В далёком 2004 году по телевизору я увидел сюжет про открытие музея, посвящённого истории автобусного транспорта Самары. В нём – для справки – упомянули, что автобусное движение в городе было открыто в 1934 году по твёрдому маршруту от Хлебной площади до Фабрики-кухни (завод им. Масленникова) и пос. Шмидта, на маршруте работало три 16-местных автобуса ГАЗ. (Видимо тогда и зародился интерес к истории автобуса Самары и к тому, как развивалась его сеть, хотя сам музей я посетил гораздо позже – в 2013 году.) По прошествии времени эта информация тиражировалась, указана на ресурсе Самаратранс.инфо, на уже не работающем сайте МП «Пассажиравтотранс», а также по сей день продолжает всплывать в статьях и заметках. Да вроде бы и всё логично в этой версии: пос. Шмидта – окраина города, не связанная трамваем, Хлебная площадь – центр города, Фабрика-кухня и завод Масленникова – один из крупных на тот момент заводов. С маркой автобуса тоже всё сходится – по описанию это старый добрый ГАЗ-03-30, который начал выпускаться с 1933 года и попадает в хронологические рамки.

Рис. 1. Фрагмент текста истории предприятия на сайте МП "Пассажиравтотранс" (ныне не доступен).
         В некоторых источниках встречается и организация, которая осуществляла перевозки пассажиров, – «Автогужтрест», которая имела три гужевых колонны и одну автомобильную. В 1939 «Автогужтрест» был переименован в «Облавтоуправление», как указывает нам историческая заметка всё на том же сайте МП «ПАТ».
            Стоит заметить, что история автобусного транспорта в Самаре представлена крайне скудно, в отличие от электротранспорта, на тему которого писались даже научные труды, и сводится в пару-тройку абзацев для статеек в газетах и постах в интернете с некими ключевыми, по мнению авторов, датами.
        
Collapse )