peshkov163 (peshkov163) wrote,
peshkov163
peshkov163

Categories:

Регулярному автобусному движению в Самаре - 85 лет!

      85 лет назад, 18 октября 1935 куйбышевская краевая газета «Волжская коммуна» сообщила куйбышевцам об открытии регулярного автобусного движения между городом и Безымянкой. Но фактически он начал свою работу ещё 10 октября. Маршрут «пл. Революции – Безымянка» проходил от площади по улицам Куйбышева, Красноармейской, Арцыбушевской, Полевой, Мичурина, Семейкинскому шоссе, за клинической больницей сворачивал на Безымянское шоссе и по нему шёл через садсовхозы до пос. Безымянка, где конечная остановка была у платформы «Пятилетка». К тому времени Безымянка стала крупным посёлком – велось строительство многоквартирных домов, к открытию после реконструкции готовился завод им. Куйбышева. Связь этого района с городом имела стратегическое значение.

Заметка, опубликованная в «Волжской коммуне» 18 октября 1935 года.

  Попытки наладить автобусное движение в Самаре были и до этого. Летом 1926 года акционерное общество «Автопромторг» обслуживало маршрут от пл. Революции до дач на 9-й просеке, после ликвидации «Автопромторга» дачников на Барбошину поляну некоторое время возил Горкомхоз (Городское коммунальное хозяйство), но уже от 4-й просеки (от трамвайного кольца). В 1932 году недолго просуществовал маршрут от пл. Революции к парку культуры и отдыха, который только открылся (обслуживался трестом «Самкомтранс» Горкомхоза). В декабре 1934 года предположительно Куйбышевское отделение Автогужтреста открыло маршрут Вокзал – Хлебная пл., но никаких конкретных сведений о нём пока найти не удалось, скорее всего, его работа была недолгой. Однако только под конец 1935 года удалось организовать регулярное движение. Автобусным хозяйством в те годы заведовал трест «Горкомтранс» (Городской коммунальный транспорт, до 1935 года - Самкомтранс), который входил в систему предприятий Горкомхоза.


Автобус ГАЗ-3 едет по улице Льва Толстого.

      В 1935 году в Горкомтранс поступило 3 автобуса ГАЗ-АА (ГАЗ-3), вмещающих 16 пассажиров каждый, стоимость одного автобуса составляла 16089,70 руб. Они и стали работать на новом маршруте. Расстояние между конечными пунктами составляла 14 км, из которых 8,5 км проходили в городской черте, а 5,5 в пригородной зоне. Кроме этих трёх ГАЗиков в гараже Горкомтранса было 4 автобуса для работы на районных маршрутах. Это были самодельные автобусы на шасси различных грузовиков.


Объявление об автобусном движении на лето 1936 года.

      Работал Безымянский маршрут с 6:30 утра до 1 часа ночи, весь путь туда и обратно занимал 1 час 20 минут, а интервал движения автобусов составлял 30 минут. Стоимость проезда по всему маршруту была 1 руб. За первый месяц работы было сделано свыше 1000 рейсов и перевезено 30 тыс. пассажиров. На лето 1936 года Горкомтранс укоротил маршрут, теперь его начальная остановка вместо пл. Революции была на Полевой улице у трампарка. Это позволило обеспечить 30-минутный интервал двумя автобусами, а третий пустить по дачному маршруту от Карбюраторного завода до Поляны им. Фрунзе. К осени гараж пополнился ещё одним автобусом ГАЗ на 16 мест, что поспособствовало открытию маршрута от пл. Революции в пос. Шмидта (ныне это маршрут №3).


Схема автобусных маршрутов, работавших в 1936 году.
 Несмотря на всю важность маршрута, его не всегда удавалось обслуживать без перебоев. Главные причины сбоев в работе были отсутствие горючего, резины или других запчастей. Нередко автобусы отвлекались от работы на обслуживание отдельных предприятий. Всё это вызывало недовольство со стороны жителей посёлка. В 1938 году в Горкомтранс поступили первые автобусы ЗИС-8, вместимость которых составляла 28 пассажира, а в 1940 году парк пополнился автобусами ЗИС-16, они вмещали уже до 34 пассажиров. Выпуск увеличился до 4 автобусов, а интервал сократился до 15-20 минут. В 1941 году появился экспрессный вариант маршрута, от пл. Революции до Безымянки он ехал без остановок. Но к тому времени население Безымянки уже превышало 20 тыс. человек и такого количества автобусов всё равно не хватало. Работа маршрута поддерживалась и вовремя Великой Отечественной войны, но был закрыт к её окончанию, когда на Безымянку было налажено трамвайное движение.



Новый автобус ЗИС-16 едет от пл. Революции по улице Куйбышева. 1941 год.

Подводя итог, можно сказать, что автобусный маршрут «пл. Революции – Безымянка» был первым регулярным автобусным маршрутом в Самаре, который проработал с октября 1935 года до середины 1940-х годов, перевезя за это время несколько миллионов пассажиров.

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.


Подготовлено по материалам: ЦГАСО, СОГАСПИ,  газеты "Волжская коммуна", "Рабочая Самара".
Tags: 1930е, 1935, ГАЗ0330, ГАЗАА, Горкомтранс, Куйбышев, Самара, автобус
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЗИС-16 в Куйбышеве

    После довольно продолжительного перерыва привожу блог в чувства и продолжаю посты про городской транспорт Самары прошлых лет. Сегодня расскажу про…

  • Фотографии электротранспорта Самары конца 1990х от Томаса Фишера

    После падения железного занавеса, постсоветскую жизнь смогли увидеть многие иностранцы. Не исключением были и любители электротранспорта. Иностранцы…

  • Эстонец на Волжской земле - автобус ТА-6

    В 1950-е годы самым практичным и массовым шасси для надстроек и переделок стало шасси ГАЗ-51. На нём, конечно же, строили и автобусы. Самый…

  • Дом автотранспортникам

    Любое предприятие советского периода старалось обеспечить своих работников жильём и желательно новым и современным. В этом плане старался не…

  • ЗИС-154 в Куйбышеве

    После Великой Отечественной войны автобусный транспорт Самары был в полном упадке. На маршрутах работало около десятка довоенных автобусов ГАЗ-03-30…

  • Грузовик-тяжеловоз

    Куйбышевский областной автомобильный трест являлся крупнейшей транспортной организацией в Среднем Поволжье. В его состав входило более трёх десятков…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments