peshkov163 (peshkov163) wrote,
peshkov163
peshkov163

Category:

Эстонец на Волжской земле - автобус ТА-6

      В 1950-е годы самым практичным и массовым шасси для надстроек и переделок стало шасси ГАЗ-51. На нём, конечно же, строили и автобусы. Самый известный из них ПАЗ-651, он же был и самым распространённым автобусом в первой половине 1960-х годов наравне с ЗИЛ-155 и ЗИЛ-158. Не было ни одного автохозяйства в Куйбышевской области, где не было бы «ПАЗика», в райцентрах чаще всего это был единственный представитель советского автобусного парка.

Автобусы ПАЗ-651 в естесственной среде обитания - сельское бездорожье. Похвистнево, 1955 год. (автор снимка И. Леонов, газета "Ленинская правда", 1 мая 1955 года, источник
  
       На «газовском» шасси десятки авторемонтных заводов также мастерили свои варианты автобусов. Одни делали просто упрощённые копии модели «651», другие перерабатывали и вносили в стандартную конструкцию свои идеи. К таким другим можно отнести Тартуский авторемонтный завод №3 (ТАРЗ №3), который в начале 1951 года выпустил свой первый автобус ТА-1. Он базировался на удлинённом шасси ГАЗ-51, кузов имел более обтекаемые формы, две двухстворчатых двери, большие окна. Их выпуск продлился недолго и с 1953 года завод перешёл на изготовление стандартного кузова типа «651». Но эстонцы не сидели сложа руки и в 1955 году на ТАРЗе был готов новый автобус ТА-6. Он изготовлялся на новом удлинённом шасси ГАЗ-51 и имел совершенного другой тип кузова – вагонный. С 1957 по 1960 гг. он выпускался серийно.


Автобус ТА-6 на проспекте Масленникова в Куйбышеве, нач. 1960-х гг.

    В Куйбышевской области автобусы ТА-6 тоже успели поработать. В 1960 году в Куйбышевский областной автотрест пришла крупная партия из 20 автобусов. Машины распределили следующим образом: Куйбышевская автоколонна №41 – 13 шт., Ставропольское пассажирское автохозяйство – 4 шт., Сызранская автоколонна №64 – 2 шт. и учебный комбинат получил 1 шт.  А до этого момента в Октябрьске уже работало 8 ТА-6 и 2 в Отрадном. Таким образом, на начало 1962 на маршрутах работало 29 эстонских автобусов и один был учебным. Чаще всего такие автобусы работали на районных маршрутах. Упоминание о таком автобусе попало и в многотиражку «Автотранспортник», а точнее об его водителе. В ней говорится о водителе-лихаче Мавсесяне, который пообещал пассажирам нагнать расписание. Выехав с Куйбышевского автовокзала на Пестравку с опозданием, он тут же начал выполнять своё обещание – на одном из перекрёстков проскочил на красный свет, за что и получил взыскание от милиционера. И тут стоит сказать об одном слабом месте автобусов подобного типа – все они имели деревянный каркас кузова, который обшивался металлом, и даже незначительное столкновение могло привести к печальным последствиям, не говоря уже об опрокидывании. Ещё деревянные кузова быстро сгнивали. Скорее всего, именно по этой причине у нас ТА-6 проработали не долго. Уже в 1965 году на балансе областного автоуправления остался один «эстонец». Он был переоборудован в агитационный автобус, ездил по автохозяйствам и показывал кинофильмы.


Автобус ТА-6 в качестве агитационного автобуса. Демонстрация фильма в Куйбышевской автоколонне №41, февраль 1965 года. (Источник: газета "Автотранспорник" от 12.02.1965 года, автор фото Г. Громов.)

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.


Подготовлено по материалам: газета "Автотранспортник", Центральный государственный архив Самаркой области, книга "ТА. Тартусский авторемонтный завод" Н. Марков, Т. Пуусепп.
Tags: 1960е, Куйбышев, ТА, автобус
Subscribe

Posts from This Journal “Куйбышев” Tag

  • Регулярному автобусному движению в Самаре - 85 лет!

    85 лет назад, 18 октября 1935 куйбышевская краевая газета «Волжская коммуна» сообщила куйбышевцам об открытии регулярного автобусного…

  • Дом автотранспортникам

    Любое предприятие советского периода старалось обеспечить своих работников жильём и желательно новым и современным. В этом плане старался не…

  • ЗИС-154 в Куйбышеве

    После Великой Отечественной войны автобусный транспорт Самары был в полном упадке. На маршрутах работало около десятка довоенных автобусов ГАЗ-03-30…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments