peshkov163 (peshkov163) wrote,
peshkov163
peshkov163

Categories:

ЗИС-154 в Куйбышеве

    После Великой Отечественной войны автобусный транспорт Самары был в полном упадке. На маршрутах работало около десятка довоенных автобусов ГАЗ-03-30 и ЗИС-16, а также приходилось использовать грузовики. Транспорт был изношен и требовал капитального ремонта или списания. В декабре 1948 года городским и областным руководством было отправлено два письма в Москву с просьбой помочь с новыми автобусами. Первое было адресовано министру авиационной промышленности Михаилу Васильевичу Хруничеву. Его просили помочь с выделением 10 автобусов ЗИС-154 для авиационных заводов. Второе – председателю совета министров СССР Михаилу Ивановичу Родионову, просили выделить средства для приобретения 20 автобусов ЗИС-154 для городского хозяйства.

Письмо министру авиационной промышленности М.В. Хруничеву (источник СОГАСПИ)

     В письмах говорилось о новом автобусе, производство которого Московский завод им. Сталина освоил в 1947 году. ЗИС-154 являлся первым настоящим советским серийным автобусом. В отличие от довоенных автобусов, которые создавались на шасси грузовиков, он имел цельнометаллический несущий кузов вагонной компоновки. В движение машину приводила дизель-генераторная установка, благодаря чему управление автобуса было подобно управлению троллейбуса – отпала необходимость в переключении передач. В салоне размещалось 34 места для сидения, а полная вместимость составляла 60 пассажиров. Прообразом нового ЗИСа являлся автобус американской фирмы Yellow Coach (с 1943 выкуплена GM), который производился в США с 1940 по 1969 годы. Но 154-му не суждено было удержаться на конвейере так же долго, как его старшему американскому брату. Главные причины отказа от дальнейшего производства перспективной модели стали шумность и ненадёжность двигателя, сложность в обслуживании и неготовность большинства автохозяйств обслуживать подобную сложную технику. Это привело к тому, что в 1950 году ЗИС-154 был снят с производства, а ему на смену пришёл более скромный и простой ЗИС-155. Всего  в период 1947-1950 гг. московский автомобильный завод построил 1165 автобусов ЗИС-154.

Май 1949 года, новый автобус ЗИС-154 едет по улице Фрунзе (источник СОГАСПИ)
Но вернёмся в Самару. В наш город ЗИС-154 поступили весной 1949 года. В автоколонну №41 облавтотреста пришло 3 машины, которые проработали до середины 1950-х годов. Были ли поставки этих автобусов по линии министерства авиационной промышленности для подшефных заводов, история пока умалчивает.


Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.

Подготовлено по материалам: СОГАСПИ, ЦГАСО, газеты "Волжская коммуна".

Tags: 1940е, 1949, 1950е, ЗИС, ЗИС-154, Куйбышев, СВТУ, Самара, автобус
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments