peshkov163 (peshkov163) wrote,
peshkov163
peshkov163

Category:

Северный железнодорожный посёлок

      Если спросить любого самарца, что за место Северный железнодорожный посёлок, и где он находился, то едва ли кто сможет правильно ответить. Эта локация исчезла с карты Самары более полувека назад.

Общий вид посёлка на спутниковом снимке 1965 года, частично снесены только кварталы, которые выходили на улицу Гагарина.

жд сев посёлок круп.jpg
План  территории со старой застройкой
    Сто лет назад губернский город Самара начал стремительно расти и остро стоял вопрос нехватки жилья. Под жильё приспосабливались любые помещения. Первые многоквартирные дома после Октябрьской революции начали возводить только к концу 1920-х годов, но мало-помалу развивалось малоэтажное строительство. Мещанский посёлок в 1925 году стал Железнодорожным. Располагался он по нынешним ориентирам от улицы Коммунистической до улицы Пензенской и застраивался далее через неё. В то же время начинает осваиваться новая территория в районе старого ипподрома и Чёрновской дороги. Эта застройка стала северной частью ж/д посёлка, но так же упоминалась, как Северный ж/д посёлок, а часть улиц имели просто номера. Но уже в 1931 году номерные поперечные улицы получили свои названия, некоторые из них существуют до сих пор.

Заметка в газете "Волжская Коммуна" от 4 ноября 1931 года.


Северный железнодорожный посёлок на схеме 1936 года.
    В 1934 году вся локация от железной дороги до Клинической больницы  получила имя в честь Александра Кузнецова, революционера, чьё имя непосредственно связано с Самарой и железнодорожниками. Северный железнодорожный посёлок так же стал частью посёлка им. Кузнецова. К тому моменту по соседству с ним находились Городское кладбище, Клиническая больница, аэродром ДОСААФ. В 1936 году здесь появилась своя школа. У кладбища разместилась небольшая промзона, а со стороны Чёрновской магистрали были планы на строительство кирпичных жилых домов. В центре посёлка на пустующих участках себе присмотрели место организации Востокнефть, Управление военно-строительных работ №15, Востокнефтедобыча под постройку капитальных жилых домов и подсобных хозяйств. Было ли что-то из этого возведено, пока сказать трудно.

План 1965 года совмещён с современной картой.

      В начале 1960х годов начинается бум микрорайонной застройки. Первым застроили бывший аэродром ДОСААФа. А во второй половине панельная застройка зашла и на территорию бывшего Северного ж/д посёлка. Таким образом, эта одноэтажная часть посёлка им. Кузнецова просуществовала с конца 1920-х до конца 1960-х годов.
Общий вид. Слева в кадре виднеется старый частный сектор посёлка. 1985 год.
 Сейчас о той эпохе нам напоминает школа №37 (ул. М. Тореза. 36А), чьё расположение выбивается из общей планировки, и небольшая гряда частных домов по Партизанской улице. А среди дворовых въездов затерялись улицы Чёрновская, Индустриальная и Инвалидная, на которых ещё тоже остались старые постройки.

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.

В посте использованы материалы интернет-журнала "Другой город"
Tags: 1930е, 1960е, Куйбышев, Самара, строительство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments